3. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы
Резкие движения, падения и удары могут привести к повреждениям костей и суставов.
Закрытые травмы, при которых повреждаются мягкие ткани и возникают отёки или гематомы (синяки), называются ушибами. Это наиболее распространённый вид бытовых травм.
Сильные ушибы могут повредить внутренние органы, такие как печень, селезёнка и почки.
Ушиб головы может иметь опасные последствия. При сильном ушибе возможно сотрясение мозга. Если у человека начинается рвота или он теряет сознание, его необходимо немедленно доставить к врачу на носилках.
Неловкие движения в быту или спорте, удары и падения могут привести к растяжению или разрыву связок, соединяющих сустав.
При растяжении возникают отёчность и болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.
Первая помощь должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Это облегчает боль, предотвращает отёк и уменьшает внутреннее кровотечение. Также необходимо зафиксировать место растяжения тугой повязкой.
Резкие движения могут привести к вывиху, при котором нарушается расположение костей в суставе — головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой.
Вывих сопровождается сильной болью и отёком сустава, может появиться синяк.
На травмированный сустав нужно наложить холодный компресс и тугую повязку. Нельзя вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность. После оказания первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.
При ранениях, сильных ударах и падениях могут происходить переломы костей, чаще всего конечностей.
Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, это закрытый перелом. Если нарушается целостность кожи и мягких тканей, говорят об открытом переломе.
При открытом переломе сначала останавливают кровотечение и защищают рану стерильной повязкой, чтобы предотвратить попадание бактерий.
При переломе руки или ноги накладывают шину. В качестве шины можно использовать фанеру, картон или трубки. Шина должна захватывать суставы выше и ниже места перелома. Чтобы она не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если нет материала для шины, рекомендуется прибинтовать сломанную ногу к здоровой, а руку — к туловищу.
Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.
При переломе рёбер шину наложить невозможно. Пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох, после чего грудную клетку туго перевязывают полотенцем. Это должно обеспечить спокойное дыхание.
При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, слегка приподнимая голову, чтобы избежать внутричерепных кровоизлияний, и немедленно вызывают врача. При транспортировке важно обеспечить неподвижность головы.
При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность лицом вниз и вызывают скорую помощь.
Перевозить пострадавшего следует только в лежачем положении, так как в сидячем положении позвонки могут сместиться и повредить спинной мозг.
Урок биологии «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». 8-й класс
Цель:
- Сформировать представление о травмах опорной системы.
- Развить навыки оказания первой помощи при повреждениях суставов, костей и растяжении связок.
- Воспитать бережное отношение к своему и чужому здоровью.
Оборудование: модель скелета человека, таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей», электронное приложение к учебнику «Дрофа. Биология. 8 класс», простейшие шины, перевязочный материал, косынки, раздаточные карточки (Приложение 1), презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.
План урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих).
II. Повторение.
III. Изучение нового материала.
- Актуализация знаний учащихся.
- Повреждения костей и суставов — распространенные травмы опорно-двигательного аппарата.
- Доврачебная помощь при вывихах суставов.
- Растяжение связок. Доврачебная помощь.
- Виды переломов. Доврачебная помощь.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Практическая работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Рада видеть вас на уроке.
II. Повторение ранее изученного материала.
На предыдущих уроках мы изучали тему «Скелет», его строение, свойства и типы соединения костей. Давайте вспомним:
1) Из каких отделов состоит скелет?
2) Что входит в состав верхних конечностей?
3) Что входит в состав нижних конечностей?
4) Выполнение творческого задания по группам.
1 — группа:
Задание 1: Укажите номера, под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их сверху вниз.
Задание 2: Укажите номера, под которыми последовательно расположены составляющие кости.
2 — группа:
Задание 1: Укажите номера, под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их сверху вниз.
Задание 2: Укажите номера, под которыми последовательно расположены составляющие сустава.
Слайд №5
Правильные ответы
1 группа: задание №1: 2, 7, 10, 16, 13, 4, 21, 12
Задание №2: 6, 9, 19, 23
2 группа: задание №1: 3, 8, 15, 11, 22, 5, 24, 18
Задание №2: 20, 17, 14, 1
30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена, автора «Приключений Тома Сойера».
Индивидуальные задания: подписать рисунок «Строение скелета», вставить пропущенные буквы в слова на доске: пл…чевая кость, кр…стец, л…патка, большая бер…цовая кость, сво…чатая стопа, ам…ртизатор.
III. Изучение нового материала. Слайд №6
- Актуализация знаний учащихся.
— Один ученик утверждает, что кость — это сложный живой орган, другой с ним не согласен. Кто прав и почему?
— У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась. Что это доказывает?
Слайд №7. — Какие особенности человека связаны с прямохождением?
Изгибы позвоночника, большой палец противопоставлен остальным, сводчатая стопа.
Слайд №8. — Каково строение сустава?
- Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
- Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
- Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)
- Повреждения костей и суставов — распространенные травмы опорно-двигательного аппарата.
Слайд №9. В различных ситуациях могут произойти несчастные случаи. Если это случилось, как поступить? Вызвать врача или фельдшера. А как помочь пострадавшему на улице или в походе? Надежда только на себя и окружающих.
Слайд №10, 11, 12
Анализ ситуаций.
Ситуация 1.
Нина зашла за Наташей по пути в школу. Девочки торопились и столкнулись с толпой старшеклассников. Нина упала на руку и почувствовала боль. Позже кисть начала опухать. Что бы вы сделали на месте девочек? (Предполагаемый ответ — вывих)
Ситуация 2.
На перемене класс выбежал на двор. Ирина, играя, упала и почувствовала сильную боль в коленке. Она не знала, что делать. (Предполагаемый ответ — растяжение связок)
Ситуация 3.
Юля отдыхала у бабушки и играла с братом. Пашка упал с дерева и сильно ударился плечом. Никто не знал, что делать. (Предполагаемый ответ — перелом)
Слайд №13
Сегодня мы обсудим повреждения скелета и научимся оказывать первую доврачебную помощь. (Запишите тему урока)
2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.
Слайд №14. Определение видов повреждения скелета.
Рассмотрите рисунки и определите, где перелом, вывих и растяжение связок.
— Охарактеризуйте каждое повреждение.
Слайд №15
— Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек?
— Какую помощь необходимо оказать при вывихе?
Если знаний недостаточно, обратитесь к учебнику с. 256. (Обучающиеся записывают в тетради определение вывиха)
Вывих — смещение костей в суставе, сопровождающееся растяжением или разрывом связок и сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может привести к серьезным повреждениям.
Первая помощь при вывихе: обеспечить покой суставу, подвесить руку на косынке или бинте, наложить шину на ногу, приложить холод. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.
Слайд №16
— Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?
— Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?
Растяжение — повреждение связок, соединяющих кости в суставе. Вокруг сустава появляется отек и сильная боль.
При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить холод. Это облегчает боль и уменьшает отек. Нужна тугая фиксирующая повязка. Нельзя вытягивать или нагревать поврежденную конечность. После первой помощи следует обратиться к врачу.
Слайд №17 — Что такое перелом? Каковы симптомы? Как оказать помощь?
Перелом — повреждение кости, чаще всего конечностей. При подозрении на перелом необходимо обеспечить неподвижность поврежденной части тела, чтобы избежать смещения обломков.
Сломанную конечность обездвиживают шиной. Шину можно изготовить из подручных материалов. Она должна охватывать не только поврежденный участок, но и соседние. Шину плотно прибинтовывают к конечности. При открытых переломах нужно обработать рану, наложить повязку и затем шину.
При переломах позвоночника пострадавшего укладывают на твердую поверхность и вызывают скорую помощь. Нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении.
При переломах черепа пострадавшего укладывают на спину, слегка приподнимая голову, и немедленно вызывают врача.
Слайд №18. Схема: «Виды повреждения скелета».
Подведем итог. Сегодня мы узнали, как оказать первую помощь при растяжении связок, вывихах и переломах костей.
Закрепление изученного материала
Практическая работа. (Слайд №19)
Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья или голени (подручные материалы на столах).
(Если останется время, следующий слайд)
Слайд №20
— Какая травма изображена на рисунке?
— Как оказать первую помощь?
— Чем отличается закрытый перелом от открытого?
— Какие меры первой помощи необходимо оказать при открытом переломе?
Вы все молодцы! Оцените свои ощущения. (Слайд №21)
Желаю вам, чтобы в вашей жизни не возникло ситуации «и вдруг…»
Домашнее задание.
Кроссворд, прочитать с. 256 учебника. (Слайд №22)
(Слайд №23)
Источники информации:
- https://www.alenka.jam-ion.ru/a_clinic/1/show/3?=1
- https://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
- https://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
- Электронное пособие «Биология, 8 класс». Издательский центр «Дрофа».
- Семенцова В.Н. «Биология, 8 класс. Технологические карты уроков». — СПб: «Паритет», 2003.
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. «Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс». — ВАКО, 2005.
- Конспект урока Атнагуловой Марины Александровны, учителя биологии.
- Презентация Гладковой Татьяны Владимировны.
- Презентация и разработка урока Ларионовой Светланы Константиновны.
Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Класс: 8 класс.
Цели урока: познакомить учащихся с основными видами травм опорно-двигательной системы и способами оказания первой медицинской помощи.
Задачи урока: ознакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов; сформулировать правила поведения в экстренных ситуациях; изучить способы оказания первой помощи; обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться оказывать первую доврачебную помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: информационный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Время занятия: 45 мин.
Оборудование: презентация PowerPoint, схемы скелета человека, предметы медицинского обихода.
Содержание и структура урока:
- Организационный момент (2 мин);
- Проверка знаний учащихся (тест, 10 мин);
- Изучение нового материала (20 мин);
- Физминутка (1 мин);
- Контролирующий блок (практическое, групповое задание, 10 мин);
- Подведение итогов, домашнее задание (2 мин).
Основные термины:
Травма — повреждение тканей организма, вызванное внешним механическим воздействием.
Травматология — раздел медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.
Хирургия — медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых — операция.
Ортопедия — раздел медицины, изучающий деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.
Рентгенография — метод рентгенодиагностики, позволяющий получить фиксированное изображение объекта.
Ампутация — хирургическая операция по удалению части органа или конечности.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Приветствие, озвучивание темы и цели урока.
- Проверка знаний учащихся.
Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
Тест.
Определите, правильно или неправильно каждое утверждение. Выпишите номера правильных суждений.
- Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
- Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
- Хрящи образованы эпителиальной тканью.
- Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
- Тело трубчатой кости заполнено красным костным мозгом.
- Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
- Сустав — это подвижное соединение костей.
- К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
- Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость.
- Тело трубчатой кости заполнено желтым костным мозгом.
- Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
- Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
- Кости образованы соединительной тканью.
- Соотношение минеральных и органических веществ в костях с возрастом почти не меняется.
- Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток, образующих головки костей.
Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 9, 10, 11, 13, 15.
- Изучение нового материала.
Первая помощь
В различных ситуациях могут произойти несчастные случаи. Если это случилось, как поступить? Вызвать врача. Как помочь пострадавшему на прогулке, в походе или в школе? Надежда только на окружающих. Сегодня мы поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы повреждений и научимся оказывать первую доврачебную помощь.
ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.
Травмы бывают химические, психические и механические.
Какие виды повреждений опорной системы существуют? Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть проходит с показом презентации.
ПЕРЕЛОМ — это повреждение кости.
Переломы бывают открытыми и закрытыми, простыми и со смещением.
Как распознать перелом?
Симптомы: резкая боль, припухлость, невозможность движений, искривление конечности, гематома или кровотечение.
Первая помощь:
• обеспечить неподвижность,
• наложить шину,
• приложить холод.
РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок. Симптомы: боль, отек вокруг сустава.
Первая помощь:
• наложение тугой повязки,
• создать покой суставу,
• приложить холод.
ВЫВИХ — это смещение костей в суставе. Симптомы: деформация сустава, сильная боль, невозможность движений.
Первая помощь:
• покой суставу,
• мягкая давящая повязка,
• косыночная повязка,
• холод.
УШИБ — это внутреннее повреждение тканей. Симптомы: боль, припухлость, краснота.
Выводы урока
На первом месте среди детского травматизма стоит бытовой травматизм, затем уличный и школьный.
ПРИЧИНЫ:
- Повышенная двигательная активность.
- Недостаточная внимательность подростков.
- Пренебрежение правилами техники безопасности.
ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов.
- Физминутка.
- Контролирующий блок.
Каждая команда выбирает условно пострадавшего, который получает карточку с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить травму.
Дополнительные вопросы на закрепление:
- Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте?
- Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль?
- Что такое «привычный вывих» и у кого он бывает?
Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в тяжелых ситуациях.
- Подведение итогов, домашнее задание. Выставление оценок за урок.
Прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа.
Учитель биологии: Савина Татьяна Витальевна.