Вт-вс: 10:00—21:00
whatsapp telegram vkontakte email

Сайт врача Юрия Брызгалова, специалиста по спортивной медицине

Сегодня публикую комплекс специальных упражнений для дошкольников с врожденным вывихом бедра. Упражнения ЛФК проводятся с первого года жизни в сочетании с другими методами лечения.

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на животе, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на животе, ноги вытянуты. Попеременно поднимать прямые ноги вверх. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на животе, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здоровом боку. Отводить согнутую в колене ногу. Повторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. Повторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на животе, на ноге (на стороне оперированного сустава) закрепить отягощение.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на животе. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на животе. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя на четвереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повторить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на высоте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов лечения проводят артротомию с артропластикой. В период перед операцией (1,5-3 месяца) выполняются общеукрепляющие и тонизирующие упражнения, а также тренируется навык произвольного расслабления мышц, что необходимо для скелетного вытяжения при высоком стоянии головки бедра.

На второй день после операции назначается лечебная гимнастика для укрепления ягодичных мышц и увеличения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсовую повязку снимают через месяц после операции.

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на животе, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на животе, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на животе, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здоровом боку. Отводить согнутую в колене ногу. Повторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. Повторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на животе, на ноге (на стороне оперированного сустава) закрепить отягощение (мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отягощением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здоровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сторону. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

, , . . . .

Врождённый вывих бедра — это серьёзное заболевание опорно-двигательного аппарата, связанное с неправильным расположением элементов тазобедренного сустава. В зависимости от степени смещения головки бедренной кости различают вывих, подвывих и предвывих бедра.

Дисплазия тазобедренного сустава — это порок развития, который считается одной из основных причин вывиха бедра. У новорождённых формирование сустава ещё не завершено, поэтому ранняя диагностика и лечение имеют критическое значение. Специалисты осматривают новорождённых в роддоме, но родителям важно знать основные симптомы этой патологии.

Постоянный признак врождённого вывиха бедра — ограничение пассивного отведения бёдер. Если ребёнок лежит на спине, согните его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите бёдра в стороны. Ограничение отведения будет заметно со стороны поражённого сустава.

Если ребёнок не позволяет отвести бёдра на спине, можно оценить движение в положении на животе. Положите малыша на живот, выпрямив ноги, и проверьте симметричность складок на ягодицах и бёдрах. Асимметрия складок часто указывает на поражение тазобедренного сустава. В тяжёлых случаях может наблюдаться укорочение ноги, наружный поворот бедра и реже — симптом соскальзывания (щелчка).

Для подтверждения или исключения диагноза необходимо обратиться к ортопеду. Рентгеновское исследование поможет уточнить диагноз. Лечение начинается с первых дней жизни и включает функциональный метод, который включает лечение положением (различные шины, широкое пеленание), массаж и лечебную гимнастику.

Шину накладывает врач-ортопед, и родители должны строго следовать его рекомендациям. Если шина не требуется, применяется широкое пеленание: две пелёнки складывают и прокладывают между согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, отведёнными в стороны на 60-80 градусов. Ноги фиксируют третьей пелёнкой или штанишками. Широкое пеленание рекомендуется всем детям, так как оно способствует правильному развитию тазобедренных суставов и применяется с роддома до трёх-четырёх месяцев.

Важно правильно держать ребёнка на руках: взрослый поддерживает его за спину, прижимая к себе, а ребёнок широко расставленными ножками обнимает взрослого. Не рекомендуется держать ребёнка на боку, так как это приводит к асимметрии. Можно использовать рюкзак с жёсткой спинкой, но длительное ношение в таком положении нежелательно, чтобы избежать неправильного положения стоп. В положении на животе стопы ребёнка должны свисать, что предотвращает напряжение приводящих мышц бедра.

Массаж и лечебная гимнастика должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка. Массаж включает тщательное поглаживание и растирание поясничной области, ягодиц и тазобедренного сустава. Упражнения чередуются с массажем. В положении на животе выполняйте поглаживание и растирание задненаружных поверхностей ног, затем поочерёдно отводите согнутые ноги в стороны. На спине проводите массаж передненаружных поверхностей ног в сочетании с расслаблением приводящих мышц.

Точечный массаж в области тазобедренного сустава также эффективен. Мягко надавите на сустав и отведите согнутую ногу кнаружи, сочетая это движение с лёгким потряхиванием. Вибрационный массаж внутренних поверхностей бёдер и покачивание таза также помогают расслабить мышцы. Упражнения в тёплой воде полезны для сгибания ног.

До разрешения ортопеда нельзя выполнять упражнения на рефлекторной ходьбе или переводить ребёнка в положение на корточках. Рефлекторная ходьба возможна во время купания, так как в воде нагрузка на суставы меньше. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении лёжа на животе и спине.

Приёмы лечебной гимнастики и массаж следует повторять при каждом пеленании по 10-15 раз. Примерное занятие для детей от двух недель до трёх месяцев включает:

  1. Общий поглаживающий массаж рук и ног.
  2. Поглаживание живота (ребёнок на животе).
  3. Выкладывание на живот с разведёнными ногами.
  4. Поглаживание спины.
  5. Массаж поясничной области.
  6. Массаж ягодичных мышц и тазобедренных суставов.
  7. Массаж задненаружной поверхности ног.
  8. Отведение согнутых ног в стороны (как при ползании).
  9. Парение (ребёнок на спине).
  10. Массаж передненаружной поверхности ног.
  11. Разведение согнутых ног.
  12. Вращение бедра вовнутрь.
  13. Массаж стоп.
  14. Рефлекторные упражнения для стоп.
  15. Упражнения на мяче.

Детский травматолог-ортопед

У молодых родителей часто возникают вопросы о развитии их ребенка. Мы обратились к травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву с наиболее распространенными из них.

— Почему маленького ребенка рекомендуется показывать ортопеду в возрасте одного месяца, трех месяцев, шести месяцев и года?

— Ортопед оценивает развитие опорно-двигательной системы ребенка в ключевые периоды его роста, чтобы своевременно выявить возможные отклонения. В месяц проводится УЗИ тазобедренных суставов для исключения врожденных патологий. В три-четыре месяца УЗИ повторяется для контроля динамики развития сустава.

По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования тазобедренного сустава. Ортопед определяет, нужна ли коррекция с помощью лечебной гимнастики или физиопроцедур. Чем раньше выявляются отклонения, тем эффективнее будет лечение.

Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, затем вставать и ходить. Важно знать, как сформирован тазобедренный сустав, чтобы исправить возможные нарушения до начала активной моторики.

Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования сустава, которое в тяжелых случаях может привести к подвывиху или вывиху головки бедренной кости.

— При дисплазии тазобедренного сустава назначают ношение ортопедических конструкций, таких как подушки Фрейка или шины Виленского. Родители часто беспокоятся о комфорте ребенка в них.

— Ребенок не будет испытывать дискомфорт, так как у него нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его ноги. Ортопедические конструкции располагают ноги под определенным углом, что позволяет головке бедренной кости центрироваться во впадине и правильно развиваться. Без этого может возникнуть постоянная деформирующая нагрузка, что приведет к подвывиху или вывиху бедра.

— На УЗИ также оценивают формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему это важно?

— Ядро окостенения, находящееся внутри головки бедра, придает ей стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра любая нагрузка может привести к деформации, подвывиху или вывиху. Если ядро не развивается или развивается с задержкой, осевые нагрузки, такие как стояние и ходьба, строго запрещены.

— А сидеть можно?

— При замедленной оссификации сидеть можно, если крыша вертлужной впадины нормально сформирована, а головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.

— Что влияет на формирование ядер окостенения и как можно стимулировать их развитие?

— В первую очередь, это активность. Рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой с рождения. Маме следует ежедневно выполнять с ребенком простые упражнения, такие как разведение ручек и ножек. Не рекомендую популярные сейчас «динамические» гимнастики, которые могут привести к травмам.

С 2,5 месяцев ребенку полезно посещать бассейн. Индивидуальные занятия в воде способствуют развитию опорно-двигательного аппарата и укреплению иммунитета. Массаж также полезен.

Необходим витамин D, который стимулирует развитие костной ткани. Его рекомендуется давать всем детям до двух лет, а некоторым — и позже. В нашем регионе часто наблюдается дефицит витамина D, что может привести к рахиту.

При показаниях врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез и грязевые аппликации. Эти методы эффективны и проверены временем.

— Почему нельзя сажать ребенка до того, как он сам сядет, и ставить его на ноги слишком рано?

— У маленького ребенка опорно-двигательная система и центральная нервная система еще незрелые. Ранние осевые нагрузки могут привести к деформациям позвоночника и суставов. Развитие должно происходить без осевых нагрузок, чтобы системы успели созреть. Когда они будут готовы, ребенок сам сядет, поползет и встанет.

— Какие возрастные нормы существуют для сидения и вставания?

— Существуют нормы, но не стоит слишком на них акцентировать внимание. Каждый ребенок развивается индивидуально. Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать — в 7-8 месяцев. Классическое развитие: сначала сидят, потом ползут, затем встают и делают первые шаги. Это происходит, когда опорно-двигательный аппарат и нервная система готовы.

Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, а кто-то — встает раньше, чем ползет. Это индивидуальные особенности развития.

— Почему ходунки могут быть вредны для ребенка?

— Ходунки нарушают правильное взаимодействие между центральной нервной системой, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В них ребенок занимает неестественное положение и не делает полноценные шаги. Это может привести к неправильным установкам, и позже, когда ребенок начнет ходить без ходунков, он будет испытывать трудности с равновесием.

— Еще одна проблема, связанная с преждевременным вертикализированием, — плоскостопие. Верно?

— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным. Если ребенка ставят слишком рано, может развиться неправильная установка стопы, что иногда приводит к плоско-вальгусной деформации. Это не всегда патологично и может корректироваться гимнастикой и правильным распределением нагрузок.

Неправильные установки, такие как загребание носками, могут быть нормальным этапом развития. Природа предусмотрела механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Если вас беспокоит ситуация, стоит обратиться к врачу для оценки.

Для профилактики неправильной установки стопы полезна пассивная гимнастика и хождение босиком по неровным поверхностям. По мере взросления ребенка переходите к активным занятиям в игровой форме.

Важно также правильно подбирать обувь. Она должна быть легкой, с эластичной подошвой и супинатором. Высота обуви — до лодыжки, чтобы голеностоп мог свободно работать.

— Как лечится «настоящее» плоскостопие?

— Настоящее плоскостопие гимнастикой не вылечить. Врожденное плоскостопие требует сложного многоэтапного лечения, включая гипсовые повязки и хирургические методики, в зависимости от тяжести случая.

— Почему важно лечить плоскостопие и косолапость?

— Эти нарушения могут привести к деформациям всего скелета. Неправильная опора вызывает изменения в бедре, тазу и коленных суставах, что может привести к вывихам и искривлениям позвоночника. Хотя эти состояния не угрожают жизни, они значительно ухудшают качество жизни.

— Какова серьезность диагноза «кривошея» у новорожденных?

— Часто ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», который обычно проходит самостоятельно. Дети с функциональной кривошеей наблюдаются у невролога и ортопеда, и часто достаточно укладки и ортопедической подушки для коррекции.

Важно отличать функциональную кривошею от врожденной мышечной. При подозрении на последнюю проводят УЗИ кивательных мышц шеи. Если выявлены изменения, начинается комплексное лечение, включая физиолечение и фиксацию головы. При неэффективности консервативного лечения может потребоваться операция.

При любых сомнениях и вопросах не стесняйтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог и педиатр всегда готовы помочь вашему ребенку расти здоровым.

Дополнительно

Подвывих в локтевом суставе

Подвывих головки лучевой кости — распространенная травма у детей. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Для их удержания существуют связки, которые у маленьких детей очень эластичные и рыхлые, что делает их подверженными смещению. С возрастом связки укрепляются, и подвывихи происходят реже.

Травма возникает, когда ребенка резко тянут за руку: например, при вращении, резком поднятии за запястья (правильнее поднимать за подмышки) или если ребенок поскользнулся и повис на руке родителя.

В момент травмы может быть слышен щелчок сустава. Ребенок обычно испытывает кратковременную резкую боль, которая быстро проходит. Главный признак травмы — невозможность сгибать руку в локте; дети держат травмированную руку полностью разогнутой.

Важно как можно быстрее показать ребенка врачу-травматологу, который вправит подвывих и вернет связку на место.

Когда надо обращаться к травматологу?

Дети часто падают и травмируются. Важно знать, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда необходимо обратиться в травмпункт.

  • Любую резаную или колотую рану следует показать врачу. Не обрабатывайте рану зеленкой или йодом — это может вызвать химический ожог. Не прикладывайте вату к открытой ране, так как ее волокна трудно удалить. Если место травмы загрязнено, промойте его чистой водой, затем закройте стерильным бинтом или чистой тканью и наложите давящую повязку. Как можно скорее отправляйтесь в травмпункт, где врач проведет первичную обработку раны и наложит повязку.

  • Если на месте травмы появился заметный отек, это может указывать на перелом, вывих или разрыв связок.

  • Если ребенок потерял сознание, даже на короткое время, это может свидетельствовать о черепно-мозговой травме с серьезными последствиями.
  • Если после травмы у ребенка наблюдается рвота, тошнота или бледность, это также может указывать на черепно-мозговую травму.
  • Если ребенок ударился головой, последствия могут проявиться не сразу, но быть серьезными.
  • Удар в живот может привести к повреждению внутренних органов и внутреннему кровотечению.
  • Если ребенок упал с высоты (со стула, стола и т. п.) или с велосипеда, повреждения внутренних органов могут не проявляться внешне.
  • Если ребенок ведет себя необычно или беспокоится.

При любых сомнениях лучше обратиться к врачу. Травмы у детей — это серьезный вопрос, и лучше перестраховаться, чем недооценить ситуацию. Не стоит стесняться или бояться отвлекать врачей по пустякам. Здоровье вашего ребенка — это главное!

Осторожно: батут!

Батут — популярное развлечение для детей, но оно может привести к серьезным травмам. Часто встречаются компрессионные переломы позвоночника, особенно среди профессиональных спортсменов, занимающихся батутным спортом.

На батутах нет безопасного способа прыжков. Ребенок может получить травму даже без падения, так как позвоночник испытывает значительные осевые нагрузки. Это особенно опасно для детей со слабым мышечным корсетом.

Литература:

  1. Мирский, «Медицина России X—XX веков» (Москва, РОССПЭН, 2005, 632 с.).
  2. Moustafine R. I., Bobyleva V. L., Bukhovets A. V., Garipova V. R., Kabanova T. V., Kemenova V. A., Van den Mooter G. Structural transformations during swelling of polycomplex matrices based on countercharged (meth)acrylate copolymers (Eudragit® EPO/Eudragit® L 100-55). Journal of Pharmaceutical Sciences. 2011; 100:874–885. DOI:10.1002/jps.22320.
  3. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
  4. https://vrachevatel.com/blog-avtora/uprazhneniya-lfk-pri-vrozhdyonnom-vyvihe-bedra.html.
  5. https://galen.by/articles/35-lechebnaya-gimnastika-i-massazh-pri-vrozhdjonnom-vyvikhe-bedra-displazii-tazobedrennogo-sustava.
  6. https://euromednsk.ru/patients/articles/detail/detskiy-travmotolog-ortoped/.
  7. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. № 1. С. 129.
  8. Renouard, «Histoire de la medicine» (П., 1948).
  9. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
Ссылка на основную публикацию
Похожее